всем среда!
хочу сегодня поговорить о важном. почти о смысле жизни – о смысле профессии.
январь 2014, Будапешт.
в самом начале своей фото-жизни я много металась. снимала и то, и это. мне нравились и яркие дерзкие фото с резкими тенями на фоне простой белой стены, как у Терри Ричардсона, нравилась мутная темная замысловатость, как у Паоло Роверси, нравилось и игнорирование каких бы то ни было правил – Юрген Теллер. нравилось почти все! (свадьбы вот не нравились никогда :)) и я пробовала, экспериментировала, мимикрировала то под одного, то под другого, посетила множество мастер-классов различнейших наших фотографов, косила и под них тоже. после каждого мастер-класса это было особенно заметно :) каждый раз после МК была окрыленная новым вдохновением, а затем злилась на себя за полное копирование, мой эфир был забит чужим видением, и я копировала, порой сама того не осознавая даже. понимала уже потом, когда пересматривала.
ноябрь 2011. гуглить Яну Стриж :)
слева фото, снятое на ее МК, справа то, что я сняла сама, позже.
(кстати, хотя они и копия, все равно до сих пор люблю эти картинки, мне за них не стыдно – они этап)
и, само собой, страшно завидовала тем, у кого все получилось быстро и сразу. мы все знаем кучу имен, когда люди взяли в руки камеру, чуть-чуть вдохновились правильными картинками на фликре и тумблре, и вот уже через год там тысячи подписчиков и в жж и в инстаграме, фоточки как на подбор, мимими и красота. зависть же! я тут мечусь уже 3-4-5й год, а они вон что!
а еще где-то там в середине пути я ждала малыша, февраль 2011.
и с тех времен у меня очень-очень много фотографий себя со штатива.
конечно, периодически были мысли и о своей бесталанности, посредственности и проч. иногда я переставала снимать на несколько месяцев. но все равно всегда возвращалась. это как старая любовь к какой-то вещи, не знаю, как объяснить. как была у тебя в студенчестве любимая футболка, ты ее носил-носил, а потом надоела. примелькалась, нужно было что-то новое. и засовываешь ее на антресоль. но проходит пара месяцев и ты замечаешь за собой, что вспоминаешь о той футболке частенько, представляешь себя в ней, вспоминаешь, что был счастлив в те моменты, когда она была на тебе. достаешь и надеваешь ее, совершенно счастливый, что как домой вернулся :) странная, наверное, метафора, но я чувствую это именно так. и все мои метания и искания – это просто мой путь. он иной, он не обязан быть быстрым. он не обязан был начаться, когда мне было 16 (как это произошло у тех, остальных, которые к 22м уже на белых конях скачут). он вообще никому ничего не обязан. он такой, какой есть, я его приняла. баланс, гармония – все вот эти вещи, я потихоньку начинаю понимать, о чем это. поэтому я делаю просто – keep calm and do my thing. я не из тех, кто “не может и дня прожить без камеры”, могу, еще и как. я также не из тех, у кого полноприводной мотор в задней части тела, и которые не могут сидеть на месте – это я тоже могу, еще и как! :) но как бы там ни было, я всегда возвращаюсь к своей камере. после каждого застоя я прихожу к каким-то выводам, я всегда начинаю скучать по съемкам, начинаю выдумывать какие-то проекты, строить планы и составлять новые и новые мудборды на пинтересте. после десятка таких застйчиков и Застоев за эти уже 6 лет, что я официально снимаю, могу точно сказать, что да, это мое. я люблю снимать и снимать буду.
август 2012, Киев. картинка про Фотоаппаратище вон там у меня в районе пояса :D
конечно, помимо прочего, нередко посещают мысли на тему профессии фотографа в глобальном смысле этого слова. зачем это в масштабах мира? учителя, врачи, химики, дипломаты – тут вопросов не возникает. будет война – будет и у них работа в любом месте и в любое время. а что с творческими профессиями? это, знаете, у каждого рекламщика и пиарщика бывают кризисы. мол, а что и зачем я делаю по большому счету? продаю стиральный порошок и придумываю стихи про “пельмешки без спешки”? а что я скажу внукам в конце жизни? можно сказать, что вот видишь, внучок, я спроектировал авианосец! а можно, что а помнишь рекламу Херши начала 90х? так вот, это я придумал, что там будет мужик в черном плаще по снегу идти! разница очевидна :) так вот, что у нас получается, если наложить все эти рассуждения на фотографию? вклад репортажников из горячих точек неоценим, фотографии Энни Лейбовиц, заснявшей целую эпоху рок-культуры – тоже бесценны. про свадебщиков тоже все понятно, они снимают жизнь. но что такое в сравнении с этими категориями наши с вами фоточки девочек? модельные тесты? what? :) от них у всех рябит в глазах, модели-модели-модели сливаются в один бесконечный поток красоты (и посредственности), пинтересты, тумблры, профили в инстаграме, паблики вконтакте, остановите эту карусель! я не знаю. (сейчас подумала, а это ли не кризис среднего возраста – такое вот думать?)) хз.) так вот, чаще всего, когда мне приходят в голову все эти вещи, я их просто отбрасываю. перестаю об этом думать и все. но если все же довести эту тему до конца. что для меня все эти фотографии? ЗАЧЕМ?
(с)
ну, затем? на данный момент у меня есть три любимейших фотографа, я о них уже сто раз тут писала и давала ссылки, не хочу повторяться. вот они снимают то, к чему бы я хотела прийти в итоге. они снимают тоже жизнь, но совсем не такую, как свадебщики. даже если это просто модели. даже если это съемка для журнала. у них получается совсем неглянцевый глянец. и эти фотографии ценны будут и через века, потому что когда фотографии получаются такие – они история. визуализация истории, на которую приятно посмотреть. документалистика в костюме “фэшона”.
ладно, покажу одну :)
Хит Леджер бай Брюс Вебер (конечно же)
теперь понимаете, о чем я? и это будет не та мимикрия, потому что раньше это были попытки скопировать стиль, цвет, а здесь я хочу научиться видеть и ловить человека, его чувства. а это и есть самое важное для любого фотографа. копировать умение уловить самую суть и естество (с) – не то, что не стыдно и не плагиат, а наоборот, собственно, только так и надо :) пусть каждая моя фотография будет наполнена таким же смыслом, чувством. тогда мне не стыдно будет рассказать об этом внукам. пусть мой вклад будет не таким большим, пусть в моих архивах не будет умерших знаменитостей, но будут фотографии, которые вызывают эмоции у всех. и у далекого от всей этой индустрии человека, и у, наоборот, сильно вовлеченного, с наметанным глазом, чтобы он остановился и посмотрел. хотя бы на секундочку подольше посмотрел. у меня не всегда это получается, да и часто нужно выполнять ремесленную работу, когда ни эмоций, ни изысков не нужно, но важно осознавать то, о чем я пишу выше. чувствовать в себе стремление к честным фотографиям и работать над собой.
в общем, я очень стараюсь, иду своим путем в своем темпе.
январь 2015, Сюзанна.